Венецианов А. Г. — Жатва

Картина Венецианова "Жатва"

Пейзаж в «Жатве» задает торжественную тональность всему полотну. Чтобы не оставить главную героиню во власти обыденного мотива, полноправно и естественно сопоставить ее с землей и небом, Венецианов прибегает еще к одному приему: сажает крестьянку на высокий помост, будто возвышает ее над будничной повседневностью. Теперь искомое найдено. Соотношение огромного неба и бескрайней земли, соотнесение жизни человека и бытия природы обрело равновесие. Неразрывная слитность воплощена с редкой пластической обобщенностью. Эта обобщенность рождает ощущение подлинной монументальности. Когда смотришь на репродукцию картины, невозможно поверить, что ее размеры составляют всего-навсего шестьдесят сантиметров по высоте и менее пятидесяти — по ширине.

Своей сложной сотканностью картина ясно показывает, как понимал сам Венецианов на деле провозглашенный им принцип «а-ля натурель». Для него это не копия, а живая правда действительности, правда воплощения идеи, а не факта.

При всем желании и стремлении к натуральности, художник понял, что имитация красок природы невозможна. Художник не в силах передать все существующее в природе многообразие цветов, увеличенное к тому же работой света. Но Венецианов досконально изучил возможности собственной, венециановской палитры. Живописец ставит перед собой главную задачу — на свой индивидуальный язык перевести реальное многообразие красок природы, увидеть точный цвет натуры и внедрить его в живописный язык.