Джеймс Уистлер — Ноктюрн: Le Solent

Картина Джеймса Уистлера "Ноктюрн: Le Solent"

«Le Solent» — название корабля, на котором Уистлер в 1886 году возвращался из Южной Америки. Что подтолкнуло художника к путешествию через Атлантику — неизвестно. Возможно, причиной стал разрыв с Джоанной (возлюбленной художника, послужившей моделью для «симфоний в белом»), а может, Уистлер покинул Европу, чтобы принять участие в военном конфликте между Чили и Испанией, ведь в юности он был студентом Военной академии в Вест-Пойнте. Однако во время пребывания в Южной Америке Уистлер не изобразил ни одного сражения, не написал ни одной батальной сцены. Он сконцентрировал свое внимание на темах, которые ему более близки: бескрайние дали, порты и, конечно же, море.

«Ноктрюрн: Le Solent» — один из самых удачных пейзажей Уистлера. Широкие горизонтальные мазки производят впечатление плавных и невесомых и точно имитируют колышущуюся поверхность воды. Такая техника исполнения отличает этот пейзаж от картин реалиста Курбе с их конкретностью и материальностью. Уистлеру, чтобы изобразить плывущие кораблии и свет, исходящий от них, достаточно трепетных мелких мазков. Художник стремиться передать саму атмосферу чудесного вечера.