Знаменитая до такой степени, что ее больше уже и не рассматривают, Джоконда стабильно является частью коллективного сознания.
Это культовое произведение на протяжении веков является объектом поклонения, восхищения и десакрализации. Неуловимая улыбка постоянным и тревожным образом присутствует в поздних работах Леонардо. Портрет, начатый во Флоренции, работа над которым продолжилась во время второго пребывания в Милане, был увезен Леонардо во Францию, где тот к нему постоянно возвращался.
В последний период творчества мастера он стал средоточием изучения напряжения, эмоций, поисков выразительности в соотношении фигуры с пейзажем, воздушной дымки, рисунка, растворяющегося светотени – все вместе это сливается в космический образ, объединивший атмосферу и психологию, персонаж и окружающую среду, тонкую внутреннюю жизнь и вселенский пантеизм.