Название картины менялось со временем. Сперва холст назывался «Женщина, боронящая поле», затем — «Крестьянка в поле, ведущая лошадей» и, наконец, «Деревенская женщина с лошадьми». Нынешнее название за картиной закрепилось после создания нескольких последующих полотен из серии «Времена года», в которую была включена и картина «На пашне. Весна».
Современники корили художника многократно за чрезмерную простоту и жизненность натуры, а потомки — за качество противоположное: за идеализацию. Черты украшательства видели в том, что женщина на пашне показана в нарядном сарафане.
В картине Алексея Венецианова пейзаж играет важнейшую роль в создании возвышенно-аллегорического образа весны. Лирический русский пейзаж создает особое настроение. Лазурное небо, мягкая зелень, приглушенный колорит земли, легкая золотистая дымка на пашне образуют природную гармонию. Краски легки и прозрачны. Настоящая весна!
Крестьянка в национальной праздничной одежде боронит землю. Венецианов создает некий поэтизированный образ, подчеркивая сходство своей героини с античной богиней.
Масштабное несоответствие женской фигуры и лошадей, которых она с легкостью ведет по пашне, усиливает впечатление. Этот полуфантастический образ органично вписывается в реалистический пейзаж.
Линия горизонта и мысленные траектории движения боронящих землю селянок создают определенное замкнутое пространство. Тем самым художник показывает извечный круговорот жизни, где неизбежна смена времен года, но вечна природа.